вторник, 17 марта 2009 г.

Бизнес на раскрутку

17 март, 2009 - 03:33 — Parabellum


Если вы строите дело своей жизни – лучше не привлекать к нему инвесторов, потому что инвестор раскрутит ваш бизнес, максимально выжмет все ваши силы и продаст ваше дело.

В случае продажи стартапа главная надежда профессионального инвестора – это то, что проект купит инвестор стратегический.

Такой покупатель не будет развивать компанию и закроет глаза на существующие в ней проблемы (недостаток прибыльности и пр.).

В стартапе невозможно купить имя, потому что бренда как такового еще не существует.

Стратегический покупатель покупает клиентскую базу, технологию, или конкурента, который мешает бизнесу развиваться.

Типичный пример – покупка проекта Autonomy компанией General Motors.

Несколько энтузиастов разработали технологию создания различных машин на основе одной базы, достаточно было только поменять кузов, чтобы превратить свою машину в седан, грузовик, джип и т.д. Кузов при этом стоит относительно дешево.

Технология была не просто разработана, дело было доведено до первых прототипов и продаж.

Люди поднимали отдельную индустрию, в случае ее развития не было бы необходимости содержать дома несколько разных машин, дополнительно развивался бы бизнес людей, которые меняют кузовы на дому, и мастерских, арендующих кузовы, и т.д.

Когда проект уже вплотную подошел к продажам, компания General Motors купила технологию под предлогом ее дальнейшего развития. На всех американских шоу эту машину уже несколько лет показывают как стратегический проект General Motors, однако фактически он не развивается, потому что глобально экономически невыгоден.

Или второй пример: компания Intel купила русский микропроцессор Эльбрус 2000. Вместе с командой разработчиков. И Эльбрус умер.

Многие технологии покупаются «для развития» и откладываются в долгий ящик.

И этот процесс не остановить, потому что у «технаря» обычно нет денег на самостоятельное развитие технологии или нет блокирующего пакета акций, чтобы контролировать то, что происходит в компании.

Грамотный инвестор обычно представляет «технарю» условия развития бизнеса такими, что компании очень необходим какой-то задел на будущее, и чем больше этот задел – тем лучше.
Финансовые же условия прописываются очень обтекаемо, с привлечением новых денег инвестор получает право подавать все большую часть бизнеса.

Даже если «технарю» уходит 25% прибыли, он все равно привыкает к постоянному получению относительно небольших денег с каждой каскадной модели, но проценты, владея которыми он мог бы влиять на принятие решений в компании, он постепенно теряет.

Впоследствии складывается такая ситуация: 51% акций остается у инвестора, остальное уходит продавцам и хорошим юристам, которые делают бизнес действительно легитимным.

И в момент, когда приходит стратегический инвестор, компания непременно будет продана вне зависимости от желания создателя технологии.

Потому что exit strategy рассчитана на 3 – 5 лет, а для инвестора самое главное – получить максимальную прибыль немедленно и вложить полученные деньги в десять других проектов.
http://infobusiness2.ru/node/3130

Комментариев нет: