воскресенье, 15 марта 2009 г.

Семь золотых правил описания бизнес-процессов

15 март, 2009 - 16:55 — Parabellum

1. При получении информации должны присутствовать два человека: собственник или консультант, который знает, как строится структура, и сотрудник (тот, кто знает, как что-то реально работает). Этот пункт очень часто упускается. Люди либо строят эмпирическую структуру сферического бизнеса в вакууме, либо обращаются к практическому работнику, который не в состоянии описать бизнес-процесс грамотно и объективно.

2. Использование оперативных визуальных способов отображения бизнес-процессов. В каждом кабинете должна быть доска с расписанными бизнес-процессами, чтобы все сотрудники могли их видеть и оперативно корректировать. Бизнес-процессы должны быть совершенно прозрачны именно для сотрудников, чтобы они могли эффективно в них участвовать. Но это касается только персональных должностных обязанностей каждого сотрудника, более глобальные вещи популяризировать нет необходимости.

3. При проведении собраний и интервью нужно общаться с людьми на одном языке во избежание смысловых несостыковок (например, важно владение бухгалтерской терминологией во время анализа работы бухгалтерии).

4. Первичность бизнес-процесса. Очень часто описание бизнес-процессов подменяется описанием работы отдела, а эти вещи могут очень сильно не совпадать. Например, в процесс доставки товара клиенту могут быть вовлечены как минимум два отдела: отдел продаж (отвечает за отгрузку вовремя), отдел логистики (рассчитывает время и маршруты машин), административно-хозяйственный отдел (обеспечивает наличие упаковки в нужном количестве), начальник автобазы (обеспечивает исправность машин). Необходимо следить, чтобы не получить вместо описания процесса доставки схему работы автотранспортного отдела.

5. Приоритет цели бизнес-процесса. В первую очередь необходимо думать о структуре и стратегии совершаемого действия, а не об организационной структуре.
Бизнес-процесс отдела продаж (вновь речь идет о сферическом бизнесе в вакууме) выглядит следующим образом: холодный звонок – касание – договоренность о встрече – встреча – переговоры – подписание договора – отгрузка – оформление документов. Вместо этого обычно описывается схема работы отдела продаж, поэтому процесс оказывается неполным. Сначала необходимо описать процесс, а потом наложить на него организационную структуру.

6. Детализация бизнес-процессов должна происходить до разумных пределов: первые 20% усилий приносят 80% результата, поэтому дальнейшее детализирования не будет столь эффективным.

7. Необходимость помнить, зачем выстраиваются бизнес-процессы. Сам процесс рисования схем не должен быть самоценным. На первом этапе важно описать бизнес-процессы как они есть, и этого одного уже бывает достаточно для начала серьезных улучшений в работе компании. Для того чтобы убедиться в адекватности описания, необходимо по шагам пройти весь процесс с исполнителями, наблюдая за их работой по разным отделам.
http://infobusiness2.ru/node/3107

Комментариев нет: